Отдых и путешествия - все страны / Туры в Великобританию / Англия: возвращение сказки и сказителей


Англия: возвращение сказки и сказителей


Автор: - ( 2013-12-18 15:01 )

Комментарии:

Рейтинг:

В ПОСЛЕДНИЕ пять лет англичане, взрослые и дети, вдруг неудержимо потянулись к... сказкам. Искусство их пересказывания как бы обрело вторую молодость в не чтение вслух, а именно традиционный пересказ по памяти.
Популярные во многих уголках Англии, они переходили от поколения к поколению, когда люди коротали долгие вечера в семейном кругу у камелька. Так было еще каких-нибудь полвека назад. Ныне же большинство сказок предано забвению в пыльных сборниках, которые уже давно никто не берет в руки, потому что бабушки, дедушки и внуки сидят, уткнувшись в телевизор.
Насколько они забыты, можно судить по тому, что на современных сказителей смотрят как на первооткрывателей. В то же время артисты, поэты, исполнители народных песен, журналисты, книготорговцы и так далее независимо друг от друга повсюду раскапывают старинные сказки, заново осознав, что они могут дать людям.
Недавно в Центре искусств в Брентфорде со. стоялся Международный фестиваль сказочников, съехавшихся со всего света и в течение недели выступавших днем перед детьми, вечером — перед взрослыми.
Типичный представитель нового поколения сказителей — Годфри Дункан, которого друзья окрестили «лукавым» из-за его самобытного языка, изобилующего скрытыми намеками.
Когда Годфри рассказывает о гордом льве и суматошном кролике, он то с достоинством вышагивает, то скачет по сцене, по очереди изображая каждого из них.
В первый момент, когда сказочник обращается непосредственно к слушателям и особенно просит у них помощи, начиная осторожно сплетать первые нити своего повествования, нередко возникает чувство неловкости. Однако по мере того, как в их воображении слова оживают и превращаются в события, происходящие на полях, в горах, замках, а персонажи обретают плоть и кровь, смущение исчезает.
В конце одного из вечерних выступлений Труппы сказочников — небольшого коллектива, в котором работает Годфри Дункан, какая-то' молодая слушательница сказала, обращаясь к его коллеге Бену Хоггарти: «У вас точно как в джазе: за основу берется мелодия, а остальное уже импровизация». Хоггарти объяснил ей, насколько важна оригинальная «мелодия», то есть сказка, подчеркнув, что его и единомышленников не интересует отсебятина или «косметика» на ходу.
Бен Хоггарти публично рассказал свою первую сказку удивленной толпе на лондонском рынке «Портобелло-Роуд» семь лет назад и с тех пор выступает в кафе, школах, культурных центрах. Он в полной мере почувствовал силу этого народного искусства, когда в 1979 году ушел из театрального училища, где ему пришлись не по душе и система обучения, и материал, с которым ему предложили работать. В это же время Хоггарти попалась книжка о том, как от веку сказывают сказки на карибских островах, которая и навела его на мысль испробовать себя в этом амплуа, что он и осуществил на практике, предварительно выступив с тремя сказками об олене в Ричмонд-Парке, а спустя неделю отправился на Портобелло. Выглядело это так: Хоггарти бил в барабан и во всю силу легких возвещал:
— Впервые за много лет к вам пришел сказочник! Слушайте сказочника!
Трусил он, по собственному признанию, ужасно:
— На мой отчаянный призыв разом обернулось с полтысячи голов. В тот момент я себе показался куклой-пигмеем, издающей беспомощное «уа-уа».
Хоггарти считает, что возродившийся интерес к сказке объясняется тем, что люди наконец-то стали понимать, насколько техника их разобщает. Сказка же, наоборот, поддерживает связь между людьми, находящимися в одной комнате, между поколениями, культурами.
«Санди тайме», Лондон.
| sitemap |