Отдых и путешествия - все страны / Туры в Америку / Зима в Чако


Зима в Чако


Автор: - ( 2013-10-12 00:15 )

Комментарии:

Рейтинг:

«ДЖИОГРЭФИКЛ МЭГЭЗИН», ЛОНДОН.
Матако, индейское племя, обитающее в аргентинской провинции Чако, называют зиму «тощим» сезоном, в одним из главных свойств прекрасного для матако является полнота: быть толстым —
значит быть красивым, и, наоборот, худоба__
синоним уродства. Зимой деревья мертвы, говорят метано; дичь ушла; олени, броненосцы, рыба и мед — «тощие». Как следствие этого индейцы голодают.
Зимой, в она длится здесь полгода, не выпадает дождей. Обнажается дно лесных озер. Дичь уходит далеко в леса или залегает в спячку. Для дикорастущих плодов не сезон, мед не успевает скопиться в сотах из-за частых набегов ласок, скунсов и муоавьев. Лишенные листьев деревья стоят, словно скелеты.
Почвы в Чако почти так же бесплодны, как истертый в порошок камень. В условиях, когда более полугода не выпадает ни капли дождя и нет даже простейших средств подъема на поверхность грунтовых вод, которые к тому же залегают глубоко и солоноваты, невозможно систематически обрабатывать землю. Только летом налетают бури с пропивными тропическими дождями — они на три месяца затопляют район. И тогда можно выращивать маис, дыни, тыквы, табак и другие культуры. Технология сева проста: ковырнул землю палкой и бросил семена
Стравливание пастбищ домашними животными, вырубка леса и превратности долгой зимней засухи сделали Чако пустыней, поросшей редким кустарником. Зимой воду можно найти лишь в корнях и стволах деревьев, стеблях чактусов. На склонах боливийских Анд, примыкаюших к западным границам Чако берут начало две непе-ресыхающие реки — Бермехо и Пилькомайо. На языке матако «вода» и «отцовство» — синонимы, поэтому те, кто живет на берегах Пилькомайо, называют реку своим «отцом» Зимой, когда земля ничего *е родит, когда на деревьях нет диких плодов, река служит для индейцев источником существования, давая им еду и питье. Племя ведет полукочевой образ жизни, передвигаясь вслед за сезонными «миграциями» добываемой пищи.
Матако старшего поколения еще владеют искусством кочевых охотников. Их язык дает детальную классификацию лесных животных и растений, включая по меньшей мере 16 видов меда.
Они умело читают книгу природы. Помет и следы животных говорят им о присутствии дичи, ее количестве, направлении движения времени, когда она появилась в данном месте Рябь на поверхности реки указывает, где собралась рыба, какая именно и сколько Летящая пчела безошибочно приводит матако к меду, а по характеру жужжания они заранее знают, какого виде этот мед.
Хотя матако и называют реку Пилькомайо своим «отцом», она не всегда по-родительски заботлива и щедра; река бывает не только доброй, но и жестокой. Если зимой она дает матачо рыбу, которая позволяет им выжить в это суровое время, то летом с дождями уровень воды поднимается более чем на два метра, и Пилькомайо мощными водоворотами устремляется в лес, подмывая берега, прокладывая новые протоки, сметая на своем пути растительность и целые деревни.
Летом земля важнее воды: хотя матако не могут в это время рыбачить на реке, зато в лесу много диких плодов и дичи особенно игуан.
После первого непродолжительного контакта племени с европейской цивилизацией прошпо 350 лет. 70 лет — после первой исследовательской экспедиции, посланной ар'ентинским правительством для изучения земель, лежащих в междуречье Бермехо и Пилькомайо. За это время, а особенно после того, как здесь впервые появился домашний скот культура матако претерпела коренные пеоемены Ныне изменились не только окружающие условия, но и вся экономическая структура и социальные аспекты поведения мвтако. Междоусобные войны прекратились, церемониальные празднества и ганцы постепенно отходят в прошлое. Индейцы больше не раскрашивают тел, местные религиозные верования мало-помалу вытесняются христианством. Экономические связи, основанные на охоте, рыболовстве и собирательстве, ослабевают Многие из матако отправляются на заработки в города.
Но, несмотря на все большее усвоение ими принятой среди белых «шкалы ценностей», основная масса племени особенно на берегах Пилькомайо, продолжает жить традиционными общинами на исконных хотя и значительно урезанных землях И хотя живут они в суровейших природных условиях, матако остаются необыкновенно веселыми и гостеприимными людьми, какими были всегда.
| sitemap |