Отдых и путешествия - все страны / Туры в Грецию / Амфоры лорда Гахмидьтона


Амфоры лорда Гахмидьтона


Автор: - ( 2013-10-09 11:37 )

Комментарии:

Рейтинг:

Энн БИРЧОЛЛ
«ИЛЛЮСТРЕЙТЕД ЛОНДОН
ньюс».
Уильяма Гамильтона, британского посланника а Неаполе при дворе Королевства обеих Сицилии в конце XVIII веке, обычно вспоминают лишь в связи с его женой Эммой, возлюбленной адмирала Нельсона. А ведь лорд Гамильтон был не только опытным дипломатом, чьи карьера пришлась на бурный период нвполеоное ских войн, но и тонким ценителем прекрасного, знатоком истории и археологии. Его собрание произведений античного искусства неизмеримо обогатило Британский музей в 1772 году.
Другая коллекция, включавшая тысячу древних амфор, была, по его собственному признанию, еще лучше. 8 1798 году Уильям Гамильтон подготовил ее для отправки в Англию, чтобы спасти от наступавшей французской армии. Часть коллекции погрузили на «Колосс», 74-пушечный корабль из состава Средиземноморской эскадры Нельсона. «Колосс», хотя и был потрепан в сражениях, благополучно, казалось, доплывет до родных берегов, но при входе в Ла-Манш не выдержал обычного в этих местах зимой шторма и 10 декабря затонул у островов Силли. К счастью, погиб только один человек, однако весть о кораблекрушении была тяжелым ударом для Гамильтона, который считал, что потерял «весь цвет коллекции». Правда, другой корабль в сохранности доставил остальные амфоры и произведения живописи.
В свое время предпринимались попытки спасти коллекцию, было подняло на поверхность несколько амфор, но затем интерес к хрупкому грузу «Колосса» угас. Только почти через 180 лет, в конце пета 1974 года, группа английских аквалангистов повела пои<к у островов Силли (к юго-западу от полуострова Корнуэлл.— Ред.). Останки коргбля были найдены на глубине 10 метров у рифа Саутуорд-Уэлл-Ледж, вблизи островка Самсон. В 1975 году после волнующей находки первого черепка древнегреческой амфоры меня поигласили археологическим руководителем работ (Энп Бирчолл явпяется помощником куратора античного отдела Британского музея. — Ред.).
Начали мы с того, что расчистили дно от двухметровых водорослей. Затем, взяв за основу квадоэт 10 и» 10 метров с центром в той точке, где был найден первый осколок, разделили место поиска на метровые участки. В дальнейшем мы постепенно расшиояли этот квадрат.
За этот и последующие сезоны наша группа поэвела под водой свыше 900 часов. Представление о колоссальном объеме работ дают такие иифры: на пришлось переместить на дне более ?00 тонн скального грунта и камней, поднять не поверхность и тщательно просеять 15 тонн песка (это делалось с помощью понтонов), еыломать из дна 3 тонны окаменевших морских отложений, в которые глубоко вросли осколки амфор. Но зкто в наших руках оказалось почти 32 тысячи черепков.
Для работы с ними в Британском музее на добровольных началах сложилась реставрационная группа «Колосс». Сортировка шла по типологическим принципам: сначала отделялись части ручек, ободков, оснований и корпусов амфор, затем лакированные и нелакированные осколки, с рисунками, орнаментами и без таковы», а краснофигур-иом и черноф»*гурном стилях. Следующий процесс — определение черепков от сосудов раз-яичных форм, их идентификация по месту производства — в Афимах или в греческих колониях Южной Итвлии, в ¦ последнем случае и по сти-ию: луквнскому, кампанскому, пестумскому, впу» лийскому.
Затем наступил черед сличения осколков по стилистическому принципу — поинадлежат пм
Древнегре ч е с к а я амфора, полностью восстановленная реставраторами Британского музея. Роспись, изображающая сцену возвращения Гефеста на Олимп, принадлежит, по мнению экспертов вазопис-цу Пелею, который жил в Афинах во второй половине V века до нашей эры.

Они одной амфоре, стыкуются ли с другими ее частями. Группирующиеся таким образом черепки сравнивались с рисунками Вильгельма Тишбай-на. Этот художник, который ш 1787 году был гидом великого Гете в его прогулках по Риму, а позднее стал директором Королевской академии живописи в Неаполе, по заказу лорда Гамильтона сделал контурные изображения наиболее ценных амфор коллекции. Они были опубликованы в 1791—1795 годах в четырех объемистых томах и служили единственным напоминанием об утраченном сокровище.
На разных этапах сортировки уже можно было подбирать стыкующиеся части амфор — этот труд при-носил в случае успеха огромную радость и танталовы муки, если ничего не получалось. К настоящему времени мы обработали асе 32 тысячи черепков. Примерно четвертую часть уже удалось отнести к 100 самостоятельным группам, каждая из которых может служить ядром определенной амфоры. Около двух десяткоз таких групп, судя по фигурным сценам, соответствуют предметам из каталога Тишбайна, но более 80 не имеют рисозанных аналогов, следовательно, оечь идет о совершенно неизвестных аллфооэх. Здесь и кувшины для вина, и чаши, и сосуды для ароматических масел, и кратеры, в которых греки смешивали вино с водой. Их сюжеты ваоьируют-ся от сцен повседневной жизни (женщины, приносящие жертвы у алтаря, группы пирующих, омовение атлетов после состязаний) до мифого-гических изображений, напоимео. возаоэше^ие Гефеста на Олимп.
Конечная цель группы «Колосс» — восстановление амфор. Ведь теоретически, учитывая обстоятельства кораблекрушения, их вполне можно реконструировать, хотя они и разбиты на тысячи осколков. Мы надеемся, что последующие сгзо-ны подводных раскопок принесут новые находки.
Несколько амфор нам уже удалось оеставои-ровать на 75 и более процентов, например, эпу-лийские сосуд для вина и кружку з фооме женской головки, датирующиеся примерно 330 годом до н. э. Почти в столь же хорошем состоянии еще два кратйра из Южной Италии.
У Тищбайна есть рисунок афинского кратера в форме колокола, который нам также удалось восстановить. Его композиция осноза-на на известной иэ древнегреческой мифологии и-стории о том, как бог-кузнеи Гефест во хмелю вернулся на Олимп - сопровождении напоившего его Диониса и толпы сатиров. До сих пор, руководствуясь рисунком Тишбайна, ученые относили эту амфору просто к «гоуппв Полигнота» (Полигно' Пеовый, один из крупнейших мастеров крэснофигурной росписи, жившим в V ве-ке до н. э. — Ред.). Теперь нам удалось определить, кто именно расписал лмфооу Это был шазопмсец Пелей, творивший в 440—430 годы до и. >. — в тот самый пеоиод, «огр* оооипея Парфенон.
| sitemap |