Отдых и путешествия - все страны / Туры в Америку / Гордые тараумара из Сьсрра-Мадрс


Гордые тараумара из Сьсрра-Мадрс


Автор: - ( 2013-10-08 23:34 )

Комментарии:

Рейтинг:

Из всех коренных племен, населяющих мексиканский штат Чиуауа на севере страны, племя тараумара, насчитывающее пятьдесят тысяч человек, самое многочисленное.
Гордые и независимые, они остались такими, несмотря ня массированные атаки миссионеров и колонизаторов. Это — единственное индейское племя американского континента, которому удалось сохранить свою подлинную самобытность. Са-ми они называют себя «рарамури», то есть «быстроногие».
Не территории, которой сегодня соответствуют штаты Сонора и Синалоа, обитали яки и майя. Около трех тысяч лет назад от них отделились люди, образовавшие племя тараумара, которое ушло в горы Сьерра-Мадре. Здесь, среди сосновых лесов, недоступных скалистых вершин и глубоких осели.
Эта область открыта в начале XVI века испанцем Кабеса де Бака и захвачена миссией иезуитов ¦ 1572 году. На земле индейцев тараумара оказалось золото, заветная мечта завоевателей. На него наткнулся в конце XVII века испанец Хуан Таранго Вальехо. Обезумев от жадности, ринулись сюда золотоискатели, авантюристы, торговцы. Словно туча саранчи, набросились они на землю тараумара, и те были вынуждены бежать в самые дальние и укромные долины Сьерра-Мадре.
Там они и живут до сих пор, отражая любую атаку чуждой им «цивилизации» и сопротивляясь деятельности миссионеров. Лишь в редких случаях они делают им небольшие уступим: носят христианские имена, ходят на мессу, которая, кстати, происходит на языке тараумара. Недавно Национальный институт по делам коренного населения, орган мексиканского правительства, провел небольшие реформы, несколько улучшившие условия их жизни.
Индейцы живут сейчас так же, как и много веков назад: небольшими общинами численностью не более ста пятидесяти человек. Основным продуктом питания остается кукуруза, которой приписываются магические свойства. Свято почитаются семья и традиции. Ни одно из преступлений, столь частых в так называемом цивилизованном обществе, еще не укоренилось в их обособленном мире.
Традиционный легкий алкогольный напиток индейцев — тесгуино, получаемый из кукурузного отвара, используется в ритуальных целях. Его пьют также, когда кто-то из членов общины созывает соседей, чтобы те помогли ему обработать поле или для какой-либо другой сельскохозяйственной работы. Помощь оплачивается не деньгами: по окончании работы хозяин устраивает праздник,
В связи с тем, что поселки тараумара разбросаны не 50 тысячах кввдратных кило-метров, выборы вождя становятся невозможными. Поэтому каждая отдельная община периодически избирает «сермдме» — «губернатора»
Под звуки скрипок и гитар индейцы тараумара танцуют на празднике. становится пожилой, пользующийся уважением мужчина), который решает споры, возникшие среди соплеменников. Некоторые также имеют «президента»; в его функции входит поддержание отношений с мексиканским правительством. Очень важную роль у тараумара играет знахарь, лечащий травами.
Тараумара занимаются земледелием и охотой, но при этом всегда соблюдая гармонию в природе, стараясь не нарушать ее законов, никогда не совершая неоправданных убийств животных. Когда собирают урожай, то просят прощения у растения за беспокойство, которое ему причиняют, даже делают подношения.
В обществе тараумара неизвестна дискриминация женщин. Хотя мужские и женские работы четко разграничены, последние признаны такими же важными, поэтому женщины пользуются теми же правами, что и мужчины.
Воспитание основывается на естественных принципах взаимного уважения. Однако пришельцу необходимо знать о самых необходимых нормах приличия; например, подходя к чьему-либо дому, не следует стучаться (так поступают лишь духи), а только сказать «куи-ра»— «привет» — и, не входя в дом, ожидать, когда кто-нибудь выйдет. Если же никто не выходит, то, подождав немного, нужно уйти. При встрече рука подается, но не пожимается (пожатие руки— это жест влюбленных). Путнику, которого ночь застала в пути, никогда не откажут в ночлеге.
Индейцы не любят людей, которые производят много шума и суют нос не в свои дела; эта антипатия распространяется и на иностранцев, чересчур энергично вторгающихся в их жизнь и задающих бестактные вопросы. Тем не менее даже на наиболее неприятные вещи тараумара отвечают не грубостью или насилием, а смехом: он-и научились так реагировать на все неприятности, которые приносит жизнь. Поэтому в большинстве случаев улыбку следует рассматривать как намек на то, что совершается что-то, чего делать не следует.
«Панорама», Милан, «Камбио-16я, Мадрид.
| sitemap |