Отдых и путешествия - все страны / Туры в Великобританию / ЖЕСТОКИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ


ЖЕСТОКИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ


Автор: - ( 2013-10-08 23:13 )

Комментарии:

Рейтинг:

«ФРАНКФУРТЕР АЛЬГЕМАЙНЕ» ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ.
Еще задолго до своего начала «экспедиция мировых рекордов» (как окрестила ее пресса) вызвала большой шум, который не стихает и теперь после ее завершения. «Гвоздем» программы был «лучший альпинист мира» (так утверждала реклама) Рейнхольд Месснер. Вместе со своим партнером по многим другим трудным экспедициям Петером Хабелером он поднялся на Эверест, высочайшую горную вершину земного шара (8842 метра над уровнем моря.— Ред.), без кислородных приборов. Поразительной оказалась быстрота, с какой эта экспедиция была вовлечена в орбиту бизнеса. Сообщения газет, журналов, радио и телевидения о предстоящем восхождении, книги, фильмы и доклады, посвященные ему, носили явный отпечаток сенсационности. (Средства массовой информации стран Западной Европы превозносили и превозносят экспедицию Месс-нера и Хабелера как «непревзойденное достижение». Утверждается, например, что они — первые альпинисты, поднявшиеся на Эверест без кислородных приборов. Но это утверждение не соответствует действительности.— Ред.) Это повлияло на планирование, подготовку и проведение экспедиции, так что она, пожалуй, только формально была мероприятием, организованным австрийским клубом альпинистов.
В декабре 1972 года его правление обратилось к правительству Непала с просьбой разрешить восхождение на Эверест, в марте 1973 года пришел положительный ответ. Подготовка экспедиции началась в 1976 году, семо восхождение продолжалось с начала марта по конец мая 1978 годэ.
В сентябре 1978 года, перед открытием книжной ярмарки во Франкфурте-на-Майне, почти одновременно вышли в свет три книги о штурме Эвереста. Одна из них, написанная Рейнхольдом Мес-снером и выпущенная издательством БЛФ, была преподнесена читателям наиболее эффектно и особенно широко разрекламирована. Другая книга принадлежала перу Вольфганга Наирца, руководителя экспедиции, пользующегося меньшей иглестностью, чем Месснер. Этот «недостаток» издательство «Мольден-ферлаг» попыталось компенсировать более пышным оформлением. И, наконец, неожиданно, без лишней рекламной шумихи появилась довольно скромно изданная книжечка карманного формата, продававшаяся по небольшой цене. Написал ее Петер Хабелер.
Стремление авторов двух первых книг к приукрашиванию действительности совеошенно очевидно, К тому же издательства ЬЛФ и «Мольден-ферлаг» прибегли к своеобразному «разделению труде» Примерно одна треть книги Месснера позаимствована из ранее вышедшей литературы об Эвересте, а остальные две трети вообще не стоили автору никакого груда: они представляют собой лишь слегка отредактированные магнитофонные записи бесед участников экспедиции.
Издательство «Мольден-ферпаг », в свою очереди, «обогатило» книгу Наирца перепечатанными из венской бульварной газеты «Кронен-цайтунг» статьями репортера, сопровождавшего альпинистов на первом этапе экспедиции.
Книга Петера Хвбелера произв' дит иное впечатление. Хабелер ни о чем не умалчивает и ничего не приукрашивает. Заслуживает внимания
проницательный анализ его взаимоотношений с Месснером. Хабелер пишет: «В конце концов без Рейнхольда я бы не поднялся на эту вершину. И он без меня тоже не достиг бы ее. Мы оба стоим друг друга. Никто из нас ничего не дарит другому». Ясно, что речь идет о совпадении коммерческих интересов, а не о духовной близости. Характерная деталь: чтобы поместить в свссй книге снимки, на которых Хабелер запечатлен после восхождения на Эверест, он вынужден был купить их у Месснера.
Средства массовой информации не только стремились заполучить исключительное право на освещение этого события, но и оказывали косвенное влияние на ход экспедиции. Ее участникам разрешалось экономить на чем угодно, но только не на кино- и фотоаппаратуре. Болезнь поовод-ника, который в результате инсульта оказался наполовину парализованным; гибель носильщика во время снежного обвала в горах — эти факты воспринимались фабрикантами сенсаций если не с благодарностью, то, во всяком случае, с меньшим ужасом, чем неявка в срок курьера, доставлявшего на ближайший аэродром самую свежую информацию о восхождении чльпинистсв. С точки зрения торговцев новостями, при штурме горной вершины простительно все, но только не отказ от регистрации происходящего с помощью фотоаппарата, киносъемочной камеры или магнитофона — пусть даже при этом альпинисты рискуют отморозить себе пальцы. В «шоу-бизнесеч царят жестокие нравы. Но альпинизм, эксплуатируемый «шоу-бизнесом», подчиняется еще более жестоким правилам игры.
Собственно говоря, Месснер и Хабелер, заключившие контракт с британским телевидением, отправились на Эверест не как альпинисты, а как кинооператоры и главные действующие лица телефильма о восхождении на горную вершину.
Пусть меня поймут правильно: я не хочу принижать спортивные достижения Месснера и Хабелера. Однако тот факт, что объектом торговли становятся не только отчеты об экспедиции, но и сами альпинисты, производит удручающее впечатление.
| sitemap |